Ключевые понятия: хозяйственная деятельность, хозяйственный оборот, общественные отношения, коммерческие отношения, некоммерческие отношения, правовое регулирование, принципы и методы права, источники хозяйственного законодательства.
Хозяйственная деятельность - это систематическая, профессиональная деятельность субъектов хозяйствования на рынке товаров, работ, услуг в целях получения прибыли, удовлетворения публичных потребностей или реализации уставных задач.
Хозяйственный оборот - это самостоятельная сфера взаимодействия производителей, представляющая собой совокупность юридически значимых действий субъектов хозяйствования на всех этапах (до-эксплуатационном, эксплуатационном, послеэксплуатационном) осуществления ими деятельности, связанной с производством и реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Общественные отношения - отношения, существующие в обществе. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых его нормами. Предметом правового регулирования хозяйственной деятельности является регламентируемая им совокупность отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности.
В предмет правового регулирования хозяйственной деятельности включаются:
- профессиональная деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в целях получения прибыли;
- отношения по реализации товаров, их хранению, доставке и др.;
- хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению субъектов хозяйствования;
- хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;
-государственное воздействие на субъектов в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности.
Коммерческие отношения - общественные отношения, целью которых является извлечение прибыли в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Некоммерческие отношения - отношения между участниками хозяйственною оборота, не преследующие цели получения прибыли, направленные на удовлетворение нематериальных потребностей.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности представляет собой совокупность норм права, регулирующих коммерческие отношения и тесно связанные с ними некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения общественных интересов.
Принципы права - исходные положения, присущие всем нормам или основным институтам отдельной отрасли права. Например, в гражданском праве - это юридическое равенство сторон. Правовое регулирование хозяйственной деятельности основывается, в частности, на принципах:
- целенаправленного воздействия на достижение взаимных интересов в результате хозяйственной деятельности ее субъектов;
- равноправия субъектов хозяйствования независимо от места, которое они занимают в хозяйственном обороте: нормы хозяйственного законодательства в равной мере распространяются на всех участников экономической деятельности;
- экономической свободы;
- поощрения конкуренции и защиты от монополизма;
- комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических мер, направленных на достижение необходимых обществу хозяйственных результатов;
- законности.
Под методом правового регулирования понимается система свойственных данной отрасли права юридических приемов, способов, средств, используемых для регулирования соответствующих общественных отношений. Правовое регулирование хозяйственной деятельности носит комплексный характер; следовательно, ему присущи методы, используемые другими отраслями права (материально-правовой, коллизионный и др.).
Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности являются юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, хозяйственное законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:
- законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);
- распоряжения Президента Республики Беларусь;
- постановления Правительства Республики Беларусь;
- акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь,
Национального банка Республики Беларусь;
- акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления;
-локальные нормативные акты.
Нормы международных актов имеют преимущества перед внутренним национальным законодательством.
Государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие на участников хозяйственного оборота в целях недопущения, изменения или прекращения экономической (хозяйственной) ситуации либо, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.
Основаниями государственного регулирования хозяйственной деятельности является охрана публичных интересов. В частности, среди таких оснований можно указать:
- обеспечение государственных и общественных (публичных) нужд, определение приоритетов в экономическом и социальном развитии страны;
- необходимость формирования государственного бюджета;
- защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;
- обеспечение занятости населения;
- обеспечение национальной безопасности и обороны страны;
- реализация принципа свободы предпринимательской деятельности и добросовестной конкуренции, защита потребителей от монополизма;
- соблюдение законности и правопорядка во внешнеэкономической деятельности, а также в деятельности иностранных предпринимателей и инвесторов.
Мера государственного воздействия и его пределы определяются необходимостью и достаточностью охранения существенных элементов экономики в сочетании с корректировкой экономического развития в направлении, необходимом обществу и государству.
Государственное воздействие на хозяйственную деятельность осуществляется на двух уровнях: республиканском (где государство выступает представителем интересов всего общества) и местном (коммунальном), представляющем интересы определенного района, города или области.
Содержанием государственного воздействия являются:
- создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;
- планирование:
- регулирование;
- контроль.
Создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности
включает регламентированное правовыми актами участие государства как собственника в организации хозяйственной деятельности, установление общих правил, по которым создаются и прекращаются субъекты хозяйствования.
Планирование как форма государственного воздействия направлена на
обеспечение комплексного экономического развития Республики Беларусь, либо на решение отдельных (региональных или отраслевых) хозяйственных задач.
Регулирование хозяйственной деятельности может быть прямым (запрет или разрешение и др.) или косвенным.
Контроль как способ государственного воздействия представляет собой установление для государственных органов возможности наблюдать и в установленных пределах проверять состояние дел хозяйствующих субъектов, принимать соответствующие меры в предусмотренных законодательством случаях.
Все виды государственного регулирования хозяйственной деятельности имеют правовую форму акта, то есть облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются предусмотренные законодательством последствия. Такими актами являются:
- плановый акт. Это задание нормативного или конкретного характера в адрес указанных в нем субъектов, которые обязаны соблюдать предусмотренные в нем требования или выполнить указанные действия в установленный срок (сроки) и вправе требовать материально-финансового обеспечения заданного. Плановые акты принимаются в обеспечение государственных нужд;
- акт государственного регулирования - это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующему субъекту (субъектам) и содержащее требование о ведении хозяйственной деятельности определенным образом либо о приведении ее в соответствующее состояние. Акт государственного регулирования может быть нормативным, то есть адресованным неопределенному количеству субъектов, или конкретным - адресованным конкретному субъекту.
Государственное регулирование может быть прямым, когда соответствующий акт содержит директивное указание, и косвенным -устанавливающим преференции субъектам хозяйствования.