Системообразующим правовым актом в области учета и отчетности является Закон "О бухгалтерском учете и отчетности"(ИРПА. 2001. № 2/449). Законодательство о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь, включает не только вышеназванный Закон, но и иные акты законодательства.
Законодательство о бухгалтерском учете и отчетности направлено на обеспечение:
■ единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций всеми субъектами хозяйственной деятельности;
■ сопоставимости учетной информации различных субъектов;
■ достоверности учетной информации каждого субъекта хозяйствования.
Бухгалтерский учет - система непрерывного и сплошного до¬кументального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством.
Учетная политика - совокупность способов и методов ведение бухгалтерского учета, используемых организацией. Учетная политике организации включает в себя:
■ описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;
■ план счетов бухгалтерского учета организации;
■ применяемые формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Первичный учетный документ, составляемый ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции, подтверждает факт совершения хозяйственной операции; он имеет юридическую силу;
■ график документооборота.
Бухгалтерская отчетность - система показателей, отражающие имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:
■ формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных дохода; и понесенных расходах;
■ обеспечение внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств субъекта хозяйствования;
■ предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление резервов финансовой устойчивости субъекта хозяйствования.
К субъектам учета и отчетности законодатель относит:
а) организации:
■ юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь;
■ филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций;
■ хозяйственные группы;
■ простые товарищества;
■ государственные органы;
б) индивидуальных предпринимателей.
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности.
Организация бухгалтерского учета возлагается на руководителя субъекта хозяйствования. Основные требования к ведению бухгалтерского учета включают:
■ непрерывность;
■ учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях;
■ своевременную регистрацию на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
■ раздельный учет капитальных и финансовых вложений.
Бухгалтерская отчетность составляется за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:
■ полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
■ тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период.
Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, за который принимается календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно; для вновь созданных организаций - с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно.
Организации представляют бухгалтерскую отчетность по принадлежности в сроки, установленные законодательством.
Организации и их должностные лица, в случае нарушения зако¬нодательства о бухгалтерском учете и отчетности, в том числе неправильно применяющие его положения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.